/\/\ mg (prahvessor) wrote,
/\/\ mg
prahvessor

Почему я против "возрождения науки и образования"

Оригинал взят у taki_net в Почему я против "возрождения науки и образования"
Принято считать, что лозунг "возрождения науки", в целом, позитивный, хотя и с оговорками. Я категорически с этим не согласен и считаю это одной из самых вредных мусорных идей, несущих, кстати, ответственность за нынешнюю малую войну и попытки разжигания большой войны, за политические репрессии, за растущее полицейское государство. Парадоксально? А вы почитайте дальше и попробуйте оспорить, но не горлом, а аргументировано.

Для начала, разберемся, что такое "возрождение науки". Очевидно, имеется в виду возвращение к положению, статусу, финансированию, которые наука имела в СССР. Каковой статус предполагается неизмеримо высшим, чем сейчас. Так вот, начнем с этой посылки. Верно ли, что состояние науки в СССР было лучше, тем более качественно лучше, чем в РФ девяностых-двухтысячных? Наук вообще-то много разных, давайте разбираться.

1. Экономика. Тут даже смешно говорить - то, что изучали в СССР под этим титлом, вообще не было наукой, в крайнем случае - разновидностью богословия, причем примитивного.

2. Философия. То же или хуже.

3. Политология, культурология, религиоведение - можно считать, возникли только после крушения СССР. Почти аналогично социология.

4. Психология. Хотя в СССР был не полный ноль, но сравнивать невозможно.

5. История. Я не знаю, сократилось ли значительно финансирование (не похоже, да и потребности историков в деньгах не огромны), но если и сократилось - то это с лихвой искупается уменьшением цензуры, доступом к архивам, международному сотрудничеству.

6. Науки филологического цикла и лингвистика. Ситуация похожа на "историю", но роль цензуры была несколько меньше. Все равно, конечно, сейчас филология куда ближе к науке, чем в СССР.

7. Медицина (в ее научной, а не ремесленной части). Тут, даже не привлекая соображения цензуры, можно сказать, что подключение к международным базам данных, импортное оборудование, импортные препараты - просто изменили облик медицины. Можно говорить, что советская медицина тоже сделала бы этот шаг (не факт), но, во всяком случае, говорить о "возрождении советской" невозможно.

8. Я полагаю, что географию и геологию читатель проанализирует сам.

9. Математика. Тысячи российских математиков работают по всему миру, оставаясь российскими - они часто приезжают на родину, берут аспирантов, ведут спецкурсы и семинары. Давайте "возродим" ситуацию, что они будут жить не там, где жить удобно, а куда родина послала, за всю жизнь ни разу не видеть коллег и даже соавторов... так, да? Тему расового состава математического сообщества я уж и затрагивать не буду.

10. Наконец-то, ФИЗИКА. Вот наука, финансирование которой сократилось во много раз. Государство больше не сдирает семь шкур - а потом восьмую и девятую - с колхозников и зеков, чтобы оплатить атомную и космическую гонку с вдесятеро богатейшей страной. Гигантская - ничего не продающая, получающая заказы от того же бюджета, наполняемого за счет голода и нищеты миллионов, промышленность, производящая отечественные транзисторы и отечественные микросхемы (гораздо худшие тех, что можно было бы купить на рынке, если бы их задачей не было бы уничтожение этого рынка) - больше не дает заказов прикладникам, и крохи со стола этих прикладников больше не падают на блюдечко теоретикам и фундаментальным экспериментаторам...

Тут надо остановиться и четко проговорить: НИКОГДА советская власть не подумала бы "удовлетворять научное любопытство за счет государства". Это сами физики, получив определенный статус "незаменимых", перераспределяли малую часть отпущенного им бюджета на средства уничтожения человечества - на исследования Природы и Истины. Не существует способа "возродить фундаментальную физику" иначе чем через возрождение этой гигантской, во много раз масштабнее, физической инженерии. Пресловутый МИФИ, о засилье в котором "попов" так сокрушается общественность - гордится тем, что состоял в ведении Наркомата (позднее Министерства) Боеприпасов.

11. Химия. Ситуация в ней определяется тем, что заказ от все той же "промышленности, производящей Ничто" - закончился. Только ее заказчики были беднее, чем у физиков.

12. Биология. Там правда упадок по сравнению с советским временем? Мне что-то кажется, что в СССР биология едва-едва оправилась от погрома, а сейчас как раз выдает результаты. Что возрождать будем?

Итак. Правое дело не начинают с брехни. Даже в чисто техническом плане о "возрождении" (поднятии уровня путем возврата к прежним масштабам и моделям финансирования и управления) может идти речь только применительно к физике и химии. Для всех гуманитарных наук и математики "возрождение" означает катастрофу.

Что касается физики (и химии), то их "возрождение" невозможно без возрождения экономики сверхэксплуатации, дефицитов и нищеты, без милитаристских целей государственной машины, без адекватной этой экономике "надстройки" в виде полицейского/автократического государства, без закрытия границ для всех, а в первую голову для талантливой молодежи.

Если вы меня спросите, как надо относиться к тем, кто призывает такой ценой "удовлетворять научное любопытство", я отвечу - как к чуме или черной оспе.

И напоследок - об образовании. В советской модели образование выполняло роль, во первых, идеологической/политической индоктринации, а во-вторых - выполнение заказа науки и промышленности на живую силу научно-промышленной армии.

У советского образования прекрасно получалось учить не тому, что нужно человеку для счастья, а тому, что нужно, чтобы стать винтиком научно-технической машины. Выпуск физиков (в том числе неплохих) был так велик не потому, что быть физиком хорошо, а экономистом или психологом плохо, а потому, что советская власть имела план израсходования этих физиков на нужды распыления земного шара, а в какую трубу спускать столько же юристов или отель-менеджеров - они не знали (да и слова такого не знали). В тех отраслях знания, которые процветают (см. выше - пусть плохонько по гамбургскому счету, но по сравнению с СССР процветают) - и образование уж не хуже советского. На самом деле - значительно лучше.

Так что хватит миндальничать с возродителями. В лучшем случае - неумные люди. И чего неумных людей так тянет в науку?

UPDATE Поздно ночью писал, не дописал важный дисклеймер:

1. Разумеется, в ходе переходы от "старого" состояния науки к современному были разрушены многие РЕАЛЬНЫЕ достижения и причинены страдания честным и продуктивным труженикам науки. Ничто в моем тексте не должно пониматься как моральное одобрение методов реформирования науки и образования. Как и любого другого реформирования руками жуликов и воров, пардон, экс-партаппаратчиков и чекистов.

2. Современное состояние науки и образования во многом ужасно, и борьба за их улучшение, в том числе и за достойное финансирование - вещь нужная, хотя и второстепенная по сравнению с борьбой ЗА АКАДЕМИЧЕСКУЮ СВОБОДУ. Просто зрелище историка, выпрашивающего зарплату у того, кто дает ему указания по теме "патриотической направленности исследований", или физика, клянчащего подачки у тех, кто сажает на 15 лет его коллег за излишнюю открытость его исследований... скажем так, довольно противоречиво.

Tags: перепост
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 56 comments